Разработчиком законодательной инициативы является Минэконоразвития. В законопроекте предусматривается подача на банкротство по упрощенной схеме при наличии ряда условий. В частности, сумма долга не более 700 тысяч рублей, при этом за последние полгода его прирост не должен превышать 25%, количество кредиторов также ограничено – до 10.
К упрощенной процедуре не будут допускаться дела должников, в которых фигурируют сделки по отчуждению имущества, совершенные в течение года на сумму дороже 200 тысяч рублей. Принятие к рассмотрению заявлений на признание должника банкротом предлагается возложить на Многофункциональные центры. Напомним, сейчас весь процесс банкротства находится в ведомстве арбитражных судов.
Министерство экономического развития неоднократно пыталось продвинуть идею об исключении из процедуры банкротства по упрощенной схеме фигуры арбитражного управляющего. Специалисты МЭР аргументировали эту позицию тем, что оплата услуг управляющего непосильны должникам. Фактическая цена работы арбитражного управляющего доходит до 200 тысяч рублей.
На начало 2018 года планируется запуск в регионах России пилотных проектов, которые проверят жизнеспособность упрощенной процедуры банкротства физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Предлагаемые в законопроекте требования к процедуре банкротства малоприменимы на практике. С учетом всех выдвигаемых условий граждан, подпадающих под упрощенное банкротство, будет крайне мало. Большая часть людей с долгами меньше 700 тысяч рублей закредитованы в микрофинансовых организациях. При этом проценты там растут до 750% в год. Соответственно, из-за требования об увеличении задолженности не больше чем на 25% эти должники не смогут воспользоваться упрощенной процедурой банкротства.
Возложение на МФЦ обязанностей по принятию документов также вызывает ряд вопросов. Насколько целесообразно подключать к процедуре еще один госорган и большее количество должностных лиц? Насколько правомерной будет оценка о принятии заявления или отказе в подаче на банкротство от сотрудников МФЦ? Рассмотрение банкротных дел требует узкоспециализированных знаний в сфере юриспруденции.
Нововведения могут только усложнить и забюрократизировать важный и социально ориентированный институт банкротства. В то время как действующая система проведения процедуры несостоятельности с каждым годом подтверждается эффективной судебной практикой.