Что же пытаются скрыть банки, зачастую даже от своих рядовых сотрудников, выдвигая на передний план эти «солидность» и «надежность»? Вероятно то, к чему они стремятся на самом деле, а вовсе не к тем целям, которые декларируются обществу. Именно это и называется в социальной психологии манипулированием. Манипуляция – это достижение цели манипулятора, о которой последний даже не догадывается.
Попробуем разобраться хотя бы гипотетически, каковы же эти тщательно скрываемые цели? В своем стремлении к расширению собственной инфраструктуры, открытию новых представительств, отделений и т.п., а также к привлечению все новых и новых заемщиков и кредиторов, постоянному обновлению ассортимента предлагаемых услуг и модернизации старых зачастую банки не брезгуют манипулятивными технологиями, вплоть до «пирамидальных» схем. Мы не имеем здесь в виду расплодившиеся в последнее время микрофинансовые организации и их сомнительную деятельность. Это явление временное. Все хорошо помнят эпоху «ларьков», которые впоследствии были успешно заменены супермаркетами. То же самое произойдет в скором времени и с финансовыми «ларьками» – МФО.
Привлечение новых заемщиков путем манипулирования довольно успешно реализуется на практике, прежде всего с помощью финансовой неграмотности населения. К примеру, выпуск кредитных карт с обещанием двойной «халявы»:
· возвращения части средств обладателю карты при покупке товаров или услуг,
· беспроцентного или бесплатного пользования заемными средствами определенный период времени.
Если по поводу первого можно только догадываться о возможности манипулирования ценами на товары и услуги в пределах 5% в соответствующем магазине, то во втором случае – процентная ставка за просроченный платеж, можно не сомневаться, с лихвой компенсируют 50-дневные каникулы. Кроме того, в последнее время банки ужесточили борьбу между собой за заемщика, попросту перекупая долги у других банков, тем самым «обескровливая» конкурентов. Понятно, что в такой «игре» выигрывают наиболее крупные, «солидные» и «надежные», помогая потихоньку умирать средним и мелким.
И, наконец, наиболее масштабная манипулятивная конструкция – видимая доступность займа. Клиентам все больше предлагают кредитных продуктов, не требующих поручительств, особых доказательств платежеспособности.
Привлечение новых кредиторов, в первую очередь физических лиц, - дело сложное и трудоемкое. Как убедить человека отдать на время, совершенно добровольно, свои деньги? Примитивный способ – удлинять временной промежуток возврата и увеличивать размер взноса вместе с обещаниями максимальной прибыли. Более сложный прием – привлекать деньги тех, кому они не очень необходимы, или тех, которые еще не умеют ими пользоваться в должной мере. То есть пенсионеров и подрастающего поколения. Банковские продукты для детей или, скажем, 16-летних подростков – вопрос времени. Причем, уверены, это будет преподнесено под самыми благовидными предлогами.
Следующий, не менее распространенный прием и практически незаметный обывателю, – изъятие из оборота с зарплатных карт мелких сумм (до 100 руб.) у максимально возможного числа клиентов. Кто не видел надпись в банкоматах: «Выдаем купюрами не менее 100 рублей»? А оставшиеся на моем счету 99 рублей участвуют в обороте средств банка.
Но если интересы кредиторов довольно надежно защищены от банкротства банков, то интересы заемщиков отданы на откуп «социальной ответственности» финансовой структуры, которая, конечно же, очень «социальная», но не всегда «ответственная». Растущие масштабы банкротства физических лиц – лишнее тому подтверждение. И применение соответствующего закона вызывает огромное сопротивление со стороны банковской сферы, в явной или неявной формах. Ведь организации, специализирующиеся на банкротстве физлиц, занимаются, по сути, «уборкой» после активных действий банков.
Стремясь постоянно находиться в движении, развитии, увеличении числа своих клиентов, банки неизбежно будут преследовать, помимо открытых экономических, еще и скрытые политические цели, достижение которых подтвердят их «надежность», «солидность», «силу» и «стабильность». Прям как Государство…