Кто такие коллекторы
Легальные коллекторы – это представители специализированной организации, соответствующей обширному набору обязательных требований: от страхования ответственности и владения активами до наличия специальных программ и сайта.
Причём, работниками коллекторского агентства, которые непосредственно взаимодействуют с должником, в том числе приходят к нему домой, не могут быть лица с неснятой или непогашенной судимостью за экономическое или антигосударственное преступление, за преступление против личности или общественной безопасности.
Только при условии соблюдения всех требований организация вносится в специальный государственный реестр и имеет право на ведение деятельности по взысканию просроченной задолженности. В случае же нарушения законных норм агентство исключается из реестра.
Проверяет соответствие агентства требованиям и ведет данный реестр Федеральная служба судебных приставов (ФССП).
То есть, легальные коллекторы – это профессиональная компания, владеющая необходимым инструментарием и нанявшая законопослушный персонал.
Как задолженность попадает к коллекторам
Банки сотрудничают с коллекторами по одной из 2 схем:
Привлекают в качестве посредника по агентскому договору: кредитором остаётся банковская организация, а коллекторы действуют как её представители перед заемщиком.
Уступают право требования долга по договору цессии: тогда коллекторское агентство становится новым кредитором, а банк перестает иметь к долгу какое-либо отношение.
Что могут делать коллекторы по закону
Коллекторам разрешается контактировать с должником следующими способами:
-
приезжать домой
-
звонить по телефону
-
отправлять телеграфные, текстовые и голосовые сообщения
-
отправлять корреспонденцию по почте
Другие способы могут быть предусмотрены кредитным договором или отдельным соглашением.
Каждый вид контакта допустим только в определенном графике и при условии соблюдения коллекторами регламента общения.
Как часто коллекторы могут приходить домой к должнику
Это самый волнительный вопрос, так как непосредственные физические контакты с взыскателями наиболее неприятны.
По закону представители агентства имеют право приезжать к должнику домой:
-
не чаще 1 раза в неделю,
-
в рабочие дни: в период с 8 до 22 часов,
-
по выходным и в праздники: с 9 до 20 часов.
Если, конечно, другой график не предусмотрен кредитным договором или отдельным соглашением между должником и банком или коллекторским агентством, но от этой договоренности можно отказаться в любой момент.
При каждом приходе домой к гражданину коллектор обязан сообщить:
-
ФИО,
-
наименование кредитора и коллекторского агентства.
Взыскатель имеет право вести диалог только в отношении конкретного долга и обязан взаимодействовать с должником корректно и исключительно в информационном поле.
Что коллекторам запрещено делать
Коллекторы не имеют права:
- обращаться и приходить домой к членам семьи, соседям и знакомым должника, если только он сам и его близкие не дали на это письменного согласия (оно всегда может быть отозвано),
- использовать при контактах незаконные методы, в том числе:
- применять физическую силу или угрожать ее применением, создавать опасность для жизни и здоровья,
- при визите домой к должнику портить его имущество или угрожать нанести ему вред, а также арестовывать или забирать в счёт уплаты долга,
- унижать и давить психологически, словами или действиями,
- дезинформировать должника о размере задолженности, условиях погашения и ответственности за неуплату (запугивать),
- распространять персональные данные о гражданине и его долге,
- взаимодействовать лично, то есть звонить и приходить домой к отдельным категориям лиц:
-
если должник подал заявление о признании банкротом, суд признал его обоснованным и идет дело о банкротстве,
-
с недееспособным или ограниченным в дееспособности человеком,
-
с должником, который находится на лечении в стационаре,
-
с инвалидами I группы и несовершеннолетними,
- звонить или приезжать к человеку домой после того, как он заявил отказ от взаимодействия,
- осуществлять взыскание долга с участием лиц, которые находятся за границей.
Как вести себя при личных встречах с коллектором
У должника нет обязанности отчитываться перед работником агентства, соглашаться или спорить о наличии и размере долга. Это, в общем, зависит от того, признает ли гражданин за собой долговое обязательство и планирует ли выполнять его. Правда, это не значит, что кредитор не продолжит взыскивать свои деньги другими доступными ему способами.
Приведем основные рекомендации по подготовке к приходу взыскателя домой и проведению встречи с ним:
Как только стало известно, что ваш долг попал в коллекторское агентство, – удостоверьтесь, что оно состоит в реестре ФССП, то есть действует легально.
Если нет – не вступайте в контакт с его сотрудниками и жалуйтесь на нарушение закона.
О своем приезде взыскатели, как правило, предупреждают заранее. Так что у вас будет возможность подготовиться к визиту «теоретически»: знание основных положений закона даст посетителям понять, что бессмысленно угрожать и вводить в заблуждение.
При каждом приходе представителя агентства к вам домой фиксируйте его ФИО, а также наименования и ОГРН организаций, которые он представляет.
Вы не обязаны впускать сотрудника к себе домой, разговор может состояться снаружи или «через дверь», если вы не хотите пускать его на территорию жилья.
В ходе каждого визита коллектора ведите аудио- или видеозапись встречи, по возможности привлекайте свидетелей.
Вести себя нужно корректно, так как представители агентства тоже имеют право вести аудио- и видеофиксацию встречи.
Если вы согласны с наличием долга и намереваетесь его погасить после улучшения финансовой ситуации, обсудите с коллектором приемлемые условия и график возврата задолженности.
Если вы не согласны с долгом, просто принимайте сообщаемую информацию к сведению.
Не подписывайте никаких документов, если не уверены в последствиях, и не выдавайте деньги в счёт уплаты долга.
Эти рекомендации действуют в отношении легальных коллекторов, поведение которых вписывается в рамки закона.
Можно ли вообще не встречаться с коллекторами
Даже если сотрудники агентства ведут себя в рамках закона, человек имеет право отказаться от личного взаимодействия, в том числе избавиться от нежелательных визитов к себе домой, когда:
-
прошло 4 месяца с момента просрочки выплаты банку,
-
прошёл 1 месяц с даты вступления в силу судебного решения о взыскании задолженности по иску кредитора.
Если банк подал в суд уже после того, как должник отказался от взаимодействия, при вступлении судебного решения в силу действие отказа на 2 месяца приостанавливается.
Помимо этого, гражданин может в любой момент назначить представителя-адвоката, уполномочив его на взаимодействие с взыскателями. Об этом нужно уведомить письменно агентство и банк, тогда они будут обязаны контактировать исключительно с представителем.
Что делать, если коллекторы нарушают закон
Строго говоря, ответ заложен в вопросе: если сотрудники агентства преступают закон, у должника возникает право на соответствующую защиту. Так что в этом случае нужно незамедлительно жаловаться в уполномоченные инстанции. Куда именно?
Всегда рекомендуется направить претензию в само коллекторское агентство и в банк, привлекший его. Возможно, превышение полномочий допустил отдельный сотрудник, а юридические лица в этом вовсе не заинтересованы, так что постараются оперативно исправить ситуацию.
В ФССП. Это орган, который ведет учёт коллекторских организаций и отслеживает их деятельность, поэтому к приставам стоит обращаться с любыми претензиями к работе коллекторов.
В профессиональную ассоциацию НАПКА. Если агентство, сотрудники которого нарушают закон, состоит в данной ассоциации, на него будет оказано воздействие.
В полицию. Если коллекторы – хоть легальные, хоть «черные» – совершают противоправные действия, важно быстро подключить правоохранительные органы.
В прокуратуру – она контролирует работу по предотвращению нарушений законодательства.
В Роскомнадзор. Туда стоит обратиться, если коллекторы нарушают порядок обращения с персональными данными, например, распространяют информацию о должнике в соцсетях или публично, либо звонят и пишут с неизвестных номеров и адресов.
В Центральный банк РФ. Он контролирует деятельность финансовых организаций, поэтому его надо подключить при наличии признаков, что банк привлек коллекторов с нарушением закона.
За незаконные действия коллекторы будут привлечены к ответственности:
-
административной – в виде больших штрафов,
-
уголовной для отдельных сотрудников – от обязательных работ до лишения свободы,
-
гражданской – в форме возмещения убытков должника, в т.ч. за счет страховки.
Наконец, ФССП может исключить коллекторское агентство из реестра, то есть запретить ему вести дальнейшую деятельность.
От противоправных действий, к сожалению, никто не застрахован, но государственные органы призваны защищать граждан. Главное, действовать своевременно: как только почувствовали, что коллектор ведет себя неподобающе – прекращайте контакты с ним и обращайтесь в уполномоченное ведомство.
Сам же по себе факт привлечения банком коллекторского агентства не должен вызывать панику. В ряде случаев это даже упрощает ситуацию: ведь задача профессиональных коллекторов – помочь должнику вернуть заемные средства, не доводя дело до суда и приставов, которые арестуют все счета и обратят взыскание на имущество и доходы.