Имеют ли право коллекторы звонить родственникам недобросовестного заёмщика
По закону коллекторы вправе звонить связанным с неплательщиком лицам, но при условии, что:
-
должник согласился на взаимодействие взыскателей с третьим лицом по поводу возврата его долга;
-
третье лицо дало согласие на взаимодействие с взыскателями.
Способы, частота и порядок коммуникации взыскателей с должником и его родственниками также регламентируются.
Взыскатели вправе напоминать неплательщику и связанным с ним третьим лицам:
-
с 8 до 22 часов по рабочим и с 9 до 20 часов по выходным и праздничным дням;
-
звонить по телефону: один, два, восемь раз в день, неделю и месяц соответственно (при условии, что разговор состоялся), два раза в неделю и восемь раз в месяц;
-
отправлять голосовые и текстовые сообщения: два, четыре, 16 раз в день, неделю, месяц соответственно.
Сотрудники коллекторской организации не могут:
-
скрывать фамилию, имя и отчество;
-
засекречивать или подменять свой телефон и адрес электронной почты;
-
применять психологическое давление, угрожать физической или иной расправой;
-
давать должнику или третьему лицу ложную информацию (о сумме долга, должнике, кредиторе и т. д.).
Ранее коллекторы могли звонить третьим лицам с согласия должника. Согласие родственника на первый контакт не требовалось. В дальнейшем от общения с сотрудниками агентства можно было отказаться. С 1 июля 2021 года в закон были внесены изменения, согласно которым сотрудники агентства не могут беспокоить третьих лиц без их согласия (п. 5 ст. 4 230-ФЗ).
В каких случаях родственник несёт ответственность за кредит
Родственные связи не обязывают граждан нести ответственность по обязательствам друг друга. Но есть случаи, когда родственник на самом деле обязан вернуть долг вместо первоначального заёмщика:
-
Он выступил поручителем по кредитной сделке. Поручитель добровольно берёт на себя обязательства по выплате кредита, если заёмщик не в состоянии это сделать самостоятельно. Такое обязательство подтверждается подписанием договора поручительства с банком или МФО.
-
Он является созаёмщиком. Созаёмщики часто привлекаются к сделке для увеличения суммы кредита (например, ипотечного), когда платёжеспособности заёмщика не хватает. Не все, кто соглашается стать созаёмщиком, понимают, что для банка разницы между заёмщиком и созаёмщиком нет. Если платежи не вносит один, это обязан делать другой.
-
Он вступил в права наследования. Граждане получают в наследство не только имущество, но и обязательства умершего. Если у покойного были непогашенные кредиты, обязанность их вернуть переходит к правопреемнику.
-
Кредит был взят одним из супругов и использован на общие нужды семьи. В этом случае супруги несут совместную (солидарную) ответственность по долговым обязательствам.
Таким образом, родственники несут ответственность по обязательствам заёмщика только в том случае, если подписали соответствующий договор, стали преемником прав и обязанностей должника или кредит был использован на общие нужды.
Что отвечать, если позвонили по кредиту друга или родственника
С июля 2021 года взыскатели могут беспокоить третьих лиц только с их письменного согласия. Но, если это всё же произошло вопреки установленному закону правилу, гражданин вправе отказаться от общения с агентством в устной или письменной форме.
При поступлении звонка от коллекторов важно сохранять спокойствие. Если вы хотите поспособствовать возврату долга вашим родственником, ответьте на звонок и убедитесь, что вам звонит представитель легального агентства. Информация обо всех зарегистрированных коллекторских агентствах размещена в реестре ФССП. Узнайте перешла ли задолженность к коллекторам, или они звонят от имени банка. После этого можно уведомить неплательщика о том, что вам звонили взыскатели. Добросовестные взыскатели заинтересованы в возврате долга, поэтому могут предложить более гибкие условия погашения задолженности (если выкупили долг у кредитной организации).
Куда обращаться, если коллекторы нарушают правила
Если сотрудники агентства звонят с угрозами или нарушают порядок общения с должником и его родственниками, граждане могут пожаловаться в Центральный банк, ФССП, прокуратуру, полицию или суд.
Перед обращением в любой из надзорных органов рекомендуется подать жалобу в само коллекторское агентство со ссылками на статьи закона, которые были нарушены, и требованием прекратить совершать неправомерные действия. Жалобу можно отправить почтой (заказным письмом с уведомлением о вручении). Так у гражданина будет подтверждение того, что письмо было не только доставлено, но и получено коллекторской организацией.
Главное, что важно помнить, – коллекторов не нужно бояться. Они обязаны действовать в установленных законом рамках и не могут звонить и осуществлять любые другие контакты с третьими лицами без их согласия. Добросовестные взыскатели не будут нарушать закон. Более того, они могут пойти навстречу для того, чтобы недобросовестный заёмщик имел возможность погасить задолженность (в том числе – могут установить более мягкие условия погашения).