За прошедший год страсти вокруг изменения и упрощения процедуры банкротства разыгрались нешуточные, но и в новом году они не утихают. Минэкономразвития подготовило очередной законопроект о банкротстве, который затронул арбитражных управляющих и других участников процедуры.
Законопроект преподносится так, якобы нововведения коснутся только процедуры банкротства юридических лиц. Но так ли это на самом деле, если планируется формирование национального рейтинга арбитражных управляющих (АУ), на основании которого будет происходить «независимое» назначение специалиста на дело?
Если проследить становление и развитие института несостоятельности в России, можно в целом заметить тенденцию к упрощению процедуры и избавлению ее от бюрократических элементов. Это помогает быстрее достигнуть главной цели банкротства — восстановления платежеспособности должника. Но эта цель не просматривается в новом законопроекте.
Говорят, все новое — это хорошо забытое старое. Немногие вспомнят, что несколько лет назад подобная инициатива уже выносилась на всеобщее обозрение. Разница лишь в одном: тогда прямо озвучили, что изменения затронут и процедуру банкротства физических лиц.
В целом, весь законопроект имеет цель бюрократизации, увеличения расходов на процедуру путем привлечения лиц, обслуживающих Регистр, электронные площадки по обработке выбора СРО и арбитражных управляющих на ту или иную процедуру, а также увеличение расходов арбитражных управляющих на прохождение и повторную сдачу квалификационного экзамена (который по новому законопроекту облагается пошлиной).
Три кита новой реформы банкротства физиков:
1. Введение системы рейтингов и баллов арбитражных управляющихКаждый арбитражный управляющий в своей деятельности выбирает для себя специализацию — банкротство физических лиц или банкротство предприятий. Законопроект предлагает объединить всех специалистов в единый реестр и оценивать их деятельность баллами.
Результатом таких нововведений в указанном формате будет формирование случайного рейтинга на основе случайных показателей, что объективно приведет к утверждению в процедурах банкротства некомпетентных лиц, что повлечёт ущерб и для должника, и для кредиторов.
2. Повторная сдача арбитражными управляющими теоретического экзамена каждые 3 года
Законопроект предлагает исключить арбитражных управляющих из единой системы оценки квалификаций и вводит новый формат теоретического экзамена. Сдавать его необходимо в обязательном порядке каждому АУ один раз в три года. У специалиста будет две попытки для успешной сдачи экзамена, провалив которые он будет дисквалифицирован из реестра АУ.
В настоящее время арбитражные суды в регионах сталкиваются со сложностями в поиске арбитражных управляющих. Переход на систему рейтингов при выборе арбитражных управляющих и регулярная переэкзаменовка приведет к еще большему усложнению поиска арбитражного управляющего для должников. Отсутствие возможности для освобождения граждан от долгов негативно скажется на социально-экономическом развитии России в целом.
3. Повышение ответственности СРО за своих арбитражных управляющих
В проектируемой редакции закона предлагается введение коллективной ответственности. Это значит, что СРО обязано в случае необходимости возместить убытки АУ по делу.
Но не принят во внимание тот факт, что убытки одного арбитражного управляющего могут повлечь ликвидацию СРО арбитражных управляющих и повлечь непоправимые последствия для иных членов данной СРО — дисквалификацию на три года, что приведет к усилению «потребительского» отношения финансового управляющего к процедуре банкротства и должнику в целом.
Казалось бы, ну что плохого в этих нововведениях? По факту в предложенном законопроекте невозможно увидеть ни одного изменения, направленного на решение какой-либо текущей проблемы института банкротства. Все оказалось в лучших традициях — хотели как лучше, а получилось как всегда. Поэтому сейчас в правительстве продолжается обсуждение и улучшение положений новой реформы.